ГИТАРА НАРОДНОГО АРТИСТА РСФСР ЭДУАРДА ЛАБКОВСКОГО УКРАСИЛА ЭКСПОЗИЦИЮ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ВОЕННОЙ ПЕСНИ
Новость, заслуживающая особого внимания: гитара народного артиста РСФСР Эдуарда Лабковского стала экспонатом Музея истории военной песни Центрального Дома Российской Армии.
Об этом сообщил заслуженный деятель искусств РФ Владимир Храпков, который является заведующим кабинетом военной песни отдела культуры ЦДРА и создателем Музея. Восторженные чувства Владимира Борисовича нетрудно понять и разделить – новый экспонат, действительно, уникальный. Все-таки шестиструнный музыкальный инструмент принадлежал не кому-то, а солисту Академического ансамбля песни пляски Российской Армии имени А.В. Александрова, первому исполнителю всенародно любимой песни «День Победы». И что весьма символично, гитара обрела место в экспозиции в самый канун 9 мая.
В этой связи важно отметить, что жизнь замечательного певца Эдуарда Лабковского, оборвавшаяся менее года назад, была тесно связана с Вооруженными Силами и в его репертуаре львиную долю занимали именно военно-патриотические песни. Еще в срочную службу он продемонстрировал незаурядные творческие способности и был направлен служить в ансамбль песни и пляски Киевского военного округа, откуда через учебу в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных и получил путевку на профессиональную сцену.
Большая часть творческой жизни Лабковского прошла в качестве солиста Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова, куда он пришел после оперной студии при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского и оркестра «Советская песня». Многолетняя работа в легендарном ансамбле принесла ему наибольшую известность среди слушателей. Вместе с «александровцами» Эдуард Максович исполнил свыше ста композиций (наиболее известные – «Бери шинель, пошли домой», «Хотят ли русские войны», «Горячий снег», «Места партизанские», «Пока не поздно», «Пехота есть пехота», «Песня десантников», «Гимн тыла», «Комиссары» и другие) и побывал во многих городах Советского Союза и в других странах. Одновременно артист основал секстет музыкантов, с которым выступал в воинских частях, выезжал в Афганистан, Таджикистан, Югославию, Приднестровье, где прямо у орудий, на боевых позициях пел для солдат. Там же он пел и под гитару.
Многое связывало Эдуарда Лабковского с Центральным Домом Российской Армии, а с Владимиром Храпковым он на протяжении долгих лет поддерживал теплые творческие отношения. Певец с удовольствием исполнял песни, созданные композитором. Яркий пример – композиция «Парад Победы», с которой он занял первое место в ежегодном Конкурсе по созданию героико-патриотических песен и военных строевых песен «Военная песня на службе Отечеству» Минобороны России. Лабковский неслучайно сравнивал это произведение со знаменитой песней «День Победы», объясняя это тем, что звучит так же мощно, торжественно и трогает до слез.
К слову, начиная с нынешнего года Конкурс «Песня на службе Отечеству» носит имя народного артиста РСФСР Эдуарда Лабковского, внесшего своим блистательным исполнительским мастерством бесценный вклад в пропаганду военной песни. Присвоение имени легендарного певца творческому состязанию состоялось по инициативе Владимира Храпкова.
Еще недавно гитара певца звучала в районе боевых действий специальной военной операции. Это племянник Надежды Исаченко (вдовы Эдуарда Лабковского) – Николай, воюющий в танковом подразделении, в короткие минуты передышки песнями поднимал боевой дух сослуживцев. Дружбой с Эдуардом Лабковским он очень дорожил. Ныне же гитара по праву заняла видное место в экспозиции музея. И каждый его посетитель может ознакомиться с экспонатом и получить о нем подробную информацию. Благо экскурсии с военнослужащими, армейской молодежью и студентами вузов здесь проводятся регулярно.